Аннотация к рабочим программам воспитателей МБДОУ №20 Цель: создание условий для планирования, организации и управления педагогическим процессом по приоритетным направлениям детского сада. Задачи программы: - дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретной образовательной области; - определить содержание, объем, порядок изучения образовательной области с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Функции рабочей программы: - Нормативная: программа является документом, обязательным для исполнения; - Целеполагание: программа определяет цели и задачи реализации образовательных областей; - Процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства; - Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников. Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно–эстетическое, физическое. Составление программы воспитателя основано на действующем нормативно – правовом обеспечении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад № 20»: федеральное, региональное, муниципальное, общеобразовательной организации. Рабочие программы имеют определенную структуру и состоят из разделов: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 1. | Пояснительная записка. | 1.1. | Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа | 1.2. | Срок реализации; возраст детей; язык на котором ведется образование; цели и задачи формирования программы, принципы и подходы к формированию программы | 1.3. | Возрастные, психологические и индивидуальные характеристики особенностей развития детей, воспитывающихся в группе. Лист здоровья воспитанников. | 1.4. | Программное обеспечение образовательного процесса | 1.5. | Цели и задачи (с учетом требований ФГОС ДО, на основе программного содержания) | 1.6. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры). | 1.7. | Характеристика состава родителей (законных представителей) – результаты социальных паспортов семей воспитанников группы | II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 2.1. | Особенности содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, с учетом используемых программ и методических пособий | 2.2. | Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | 2.3. | Содержание образовательной области «Познавательное развитие» | 2.4. | Содержание образовательной области «Речевое развитие» | 2.5. | Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» | 2.6. | Содержание образовательной области «Физическое развитие» | 2.7. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации РП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 2.8. | Способы и направления поддержки детской инициативы. | 2.9. | Организация традиционных событий, праздников, мероприятий группы | 2.10 | Профилактическо - оздоровительный план | 2.11 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников группы: задачи, формы работы, перспективный план работы на год. | III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 3.1. | Режим дня пребывания детей в ДО | 3.2. | Расписание проведения НОД группы. | 3.3. | Учебный план группы | 3.4. | Перечень перспективного планирования | 3.5. | Перечень тематических недель группы | 3.6. | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям | 3.7. | Особенности организации предметно-пространственной среды группы (в том числе материально-техническое обеспечение)- характеристика центров развития группы; паспорт прогулочного участка. |
Согласно рабочей программе воспитателя планирование образовательного процесса подразделяется: – на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различных материалов); – образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; – самостоятельную деятельность детей; – взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, опыта и творческого подхода педагога. Образовательная деятельность воспитателя построена на комплексно- тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательная деятельность подразделена на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (одна неделя). Темы помогают организовать информацию оптимальным образом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику работы группы. Такая организация образовательной деятельности помогает обеспечить достижение положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям; - может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; - может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; - знаком с произведениями детской литературы; - обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; - склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей». Рабочие программы рассматривались и принимались на педагогическом совете, утверждены приказом заведующего МБДОУ. За качеством реализации рабочих программ осуществляется системный контроль. |